Современники

Василий Григорьевич Янчевецкий (1875- 1954), писатель (творческий псевдоним - Василий Ян)
В.Г. Янчевецкий. 1940-50 - е гг.

В.Г. Янчевецкий. 1940-50 - е гг.

(...) В апреле 1931 года Василий Григорьевич забрал из издательства экземпляры своей первой исторической повести «Финикийский корабль». Один отослал брату в лагерь с дарственной надписью: «Дорогому Мите, восточному страннику». Опасался ли Ян за собственную участь? О его службе у Колчака знали писатели Всеволод Иванов, Николай Ардов и Борис Четвериков. Все они работали в газете «Вперед», а ныне жили в Москве. Но никто не выдал, не проговорился. Ардов смолчал, даже когда был под следствием как «участник контрреволюционной группировки литераторов». В середине 1930-х Ян разыскал в Москве художника Евгения Спасского – штатного оформителя «Вперед». Писатель заказал ему иллюстрации для своей новой книги. Ян даже в мыслях не допускал, что человек, которому он когда-то помог в Омске, предаст его, чтобы выслужиться перед властями. Со Спасским он дружил и общался до самой смерти. (...)

Иван Просветов. В.Ян:  биографический очерк. Ссылка на полный текст.

Е.Д. Спасский. Портрет Чингиз-хана. Вариант 2. (РГАЛИ)

Е.Д. Спасский. Портрет Чингиз-хана. Вариант 2. (РГАЛИ)

(...) И еще за писателем снова наблюдал Чингисхан. Художник Евгений Спасский (...) нарисовал тушью портрет великого кагана, следуя словесным указаниям Яна. Портрет стоял у Яна прямо на рабочем столе. (...)

И.В. Просветов. Десять жизней Василия Яна. Белогвардеец, которого наградил Сталин. - М.: Центрполиграф, 2017. - С.245.

Письмо Е.Д. Спасского к В.Г. Янчевецкому от 15.08.1945 г. (РГАЛИ)

Письмо Е.Д. Спасского к В.Г. Янчевецкому от 15.08.1945 г. (РГАЛИ)

Письмо Е.Д. Спасского к В.Г. Янчевецкому от 09.02.1946 г. (РГАЛИ)

Письмо Е.Д. Спасского к В.Г. Янчевецкому от 09.02.1946 г. (РГАЛИ)

Письмо Е.Д. Спасского к В.Г. Янчевецкому от 27.11.1947 г. (РГАЛИ)

Письмо Е.Д. Спасского к В.Г. Янчевецкому от 27.11.1947 г. (РГАЛИ)

Дарственная надпись В.Г. Янчевецкого Е.Д. Спасскому на книге

Дарственная надпись В.Г. Янчевецкого Е.Д. Спасскому на книге "Юность полководца" от 20.05.1952 г. (Архив Е.Д. Спасского)

 

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), художник, поэт
Д.Д. Бурлюк - футурист. 1920-е гг.

Д.Д. Бурлюк - футурист. 1920-е гг.

[...]Футуризм, искусство нового- наша жизнь. Маяковский мой ученик - до конца, до гибели своей был футуристом. Вам учиться никогда не поздно. Переписываясь с нами, говоря с Женей Спасским, - ему наша любовь! - он жил у нас летом 1918 года, в Башкирии - вы скоро многое поймете. [...]

Из письма Д.Д. Бурлюка к О.С. Бумгартен. 08.03.1961 г. (Частная коллекция)

Письмо Д.Д. Бурлюка к Е.Д. Спасскому от 19.05.1956 г. (РГАЛИ)

Письмо Д.Д. Бурлюка к Е.Д. Спасскому от 19.05.1956 г. (РГАЛИ)

Письмо Д.Д. Бурлюка к Е.Д. Спасскому от 31.08.1957 г. (РГАЛИ)

Письмо Д.Д. Бурлюка к Е.Д. Спасскому от 31.08.1957 г. (РГАЛИ)

Письмо Д.Д. Бурлюка к Е.Д. Спасскому от 09.07.1956 г. (РГАЛИ)

Письмо Д.Д. Бурлюка к Е.Д. Спасскому от 09.07.1956 г. (РГАЛИ)

Велимир Хлебников (1885-1922), поэт, прозаик, философ
Евгений Спасский. Портрет В. Хлебникова. 1922. Бумага, карандаш. 25х20. Государственный литературный музей

Евгений Спасский. Портрет В. Хлебникова. 1922. Бумага, карандаш. 25х20. Государственный литературный музей

Евгению Спасскому

Так душу обмакнув,
В цвет розово-телесный
Пером тончайшим выводить,
Как бисер, паучки блестят водою пресной
Ты кистью, я пером
С тобой вдвоем,
И воробей подслушивает мысли
Летунчики, летящие за выси.
И мы вдвоем и голубой, и карий
Под кровлею одной земли пророки
Ловили до зари руками рока токи
Ты ЕвСкий я Хлебнóй.
Так хорошо вдвоем
Ловить лучи зари и солнца блески днем
Лежу я на твоем ковре
Тулупчик мой со мной, на мне
И синь небес над головой
Лазурью дышишь ты,
Я ж слышу волчий вой
Пустой, косой,
Тоской безбрежной.

Май 1922 г., Москва

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), поэт, писатель, переводчик
Борис Пастернак и Сергей Спасский. 1930-е гг.

Борис Пастернак и Сергей Спасский. 1930-е гг.

Временами Б.Л.∗ охватывала надежда на лучший исход для Тициана∗∗. Двадцать восьмого января 1946 г. он писал в Ленинград свему другу поэту Сергею Спасскому (тоже вскоре арестованному): «... (Евгений Дмитриевич <Спасский>) недавно тут был и принес радостную новость: Тициан жив и дело его пересмотрят».

∗Борис Леонидович Пастернак -  поэт, писатель и переводчик.

∗∗ Тициан Табидзе (1895-1937) - поэт, прозаик и переводчик; близкий друг Б.Л. Пастернака, реперссирован.

Ольга Ивинская. В плену у времени. Годы с Борисом Пастернаком. – М.: FAYARD, 1972 – с.139

Из письма Н.Табидзе от 24 января 1946 г., Москва.
Новогодняя ночь это часы рождения Ленички, и ради него Асмусы устроили семейную детскую елку без блеска и интересных новогодних гостей. Они как бы остались без великолепия и шума Нового года, принеся его в жертву Зине и Лене. Я просидел у них всю ночь, немного поспал утром у себя дома и пошел мыться. Немного погодя приходит Зина (она ночевала у Асмусов и, пока я мылся, вернулась) и говорит: «Огромная радость. Тициан жив, от него известие». И оказалось, что у нас сидит Евгений Дмитр<иевич Спасский> с этой новостью.
С этого начался мой новый год. Когда Зина сказала это, она расплакалась и я разревелся.

Из письма Н.Табидзе от 4 декабря 1946 г., Москва.
Грешный человек, когда Евгений Дмитриевич (брат Сережи Спасского) привез тогда эту ошеломляющую радость о Тициане∗, я подумал, что известие это правильное, т. е. что он жив, но что ограничатся словами и обещаниями, а щедрость и благородство никогда не пойдут так далеко, чтобы его освободить. Как это бездарно и жестоко!!

∗Речь идет о привезенных Е.Д. Спасским слухах о пересмотре дела Тициана Табидзе.

Борис Пастернак. Полное собрание сочинений с приложениями. В одиннадцати томах. Т.9. Письма 1935-1953. – М.: СЛОВО, 2005 – с. 438, 478

Борис Дмитриевич Четвериков (1896-1981), писатель
Четвериков1920

Борис Четвериков. 1920-е гг.

Дорогой Давид Давидович!

Добыл Ваш адрес -поздненько, но вот собрался и пишу Вам. Не знаю, пишет ли Вам Евгений Спасский? Он сейчас в Москве, год назад бывал у меня. Вспоминаете ли Вы "обилечивание тетей, обилечивание дядь"? Слышал ли Вы, что умер Антон Сорокин? Читали ли какие-нибудь мои книги. <...>

А помните Валерию Лебель и картины Спасского на выставке - женщин с наклеенными волосами?

Сейчас мы живем скучнее, положительнее, с квартирами, договорами, гонорарами, и слишком большим вниманием к благополучию.<...>

Посылаю Вам книги. Особенно хочу чтобы Вы прочитали "Кожушок". Когда я его писал, я думал о Спасском. Походит? <...>

Из письма Б.Д. Четверикова к Д.Д. Бурлюку. 1928 г. (НИОР РГБ ф. 372 (Фонд Бурлюка), картон 15, ед.хр. 66, л.1-2)

 

Читать Б.Д. Четвериков Кожушок

 

Оказывается, Бурлюк задумал сделать по приезде в Омск свою выставку… […]
Принял участие в выставке и художник Евгений Спасский. Он тоже представил для показа почти непристойные ню. Разглядывая его работы, я никак не предполагал, что в недалеком будущем мне придется коротать с ним долгие нелегкие дни. […]

Потребовалось несколько минут на оформление меня в штате. Мне вручили удостоверение, где значилось, что я – имя рек – корректор фронтовой газеты «Вперед». […]

Поместился я в большом бурого цвета вагоне четвертого класса. […]
В этом вместительном вагонище помещался весь штат фронтовой газеты. И когда я немного освоился и пригляделся, то увидел, что все это – дезертиры, все такие же, как я, люди, не желающие сражаться за Колчака. Да, да, я видел, что тут большею частью все народ призывного возраста: и метранпаж Горячев, и крутильщик Мишка Черепанов, и наборщики, в том числе – Всеволод Иванов, с которым мы как-то сразу подружились. […]

Всеволод познакомил меня с женой, маленькой и крайне подвижной женщиной, бывшей циркачкой. […] Мы пели, шутили, смеялись, в нашем кругу были художник Евгений Спасский (тот самый, который принес на выставку Бурлюка свои картины, а теперь числился в газете иллюстратором), мальчишка Бурев, ненароком застрявший в этом месиве, двое-трое наборщиков. […]

Борис Четвериков. Стёжки-Дорожки. Повесть о человеке ХХ века. (Не опубликовано)

Виктор Иванович Уфимцев (1899-1964), художник
В.И. Уфимцев. Фотография 1920-х гг.

В.И. Уфимцев. Фотография 1920-х гг.

3 марта. … Шабля что-то долго не приезжает. Принес «свои» этюды, но, по-моему, тут есть большая часть не его работ. Есть довольно хорошие этюдики не по Шабле, произвели на меня хорошее впечатление. Я думаю, что это работы Спасского, Шабля же выдает их за свои.
6 марта. … Половина 4-го. Только что ушли Шабля и Спасский. Со Спасским я раньше знаком не был, но знал о нем. Интересный, как художник, и как человек. Ходил в расписанном полушубке и кепке с головой кота (март). Высказал свои взгляды на искусство. Главная его мысль заключается в том, что художник не должен быть вне массы, не должен уходить от народа, а все время вращаться среди него. Как древние пророки – учить и проповедовать. Тянуть толпу за собой. Собираются вместе с Шаблей ехать в Москву.
23 апреля. … Между прочим, Спасский уехал в Москву.

Художник Борис Сергеевич Шабль-Табулевич.

В.И. Уфимцев. Дневники. 1920 год. Собрание И. Галеева (Москва).

Алексей Николаевич Душкин (1904-1977), архитектор
Евгений Спасский. Портрет архитектора А.Н. Душкина. Бумага цв. карандаши. 1939 г. (Опубл.: Жизнь архитектора Душкина. 1904-1977. Книга воспоминаний. - М.: Изд.

Евгений Спасский. Портрет архитектора
А.Н. Душкина. Бумага цв. карандаши.
1939 г. (Опубл.: Жизнь архитектора
Душкина. 1904-1977. Книга воспоминаний.
- М.: Изд. "А-Фонд", 2004 - с. 88)

Здесь стоит упомянуть об одной детали, характерной для Алексея. Для росписи плафона в натуральную величину по его собственным эскизам были приглашены два художника – Спасский и Костенко. Эскиз должен был выполняться на ватмане, натянутом на потолке. Но с Костенко пришлось вскоре расстаться: то ли он нарушил тематику, то ли не подчинился требованиям автора, я точно не знаю. И тогда Алексей всю часть работы Костенко выполнил сам, стоя на лесах вместе с художником Спасским, расписывая потолок и фактически рискуя жизнью, так как не имел соответствующего опыта. Когда роспись была закончена, Алексею, естественно, предложили получить за это часть гонорара, но он категорически отказался. Уговаривал его и Стрижевский∗∗, и Спасский, зная, что у нас в то время было плохо с деньгами. Я его просто умаляла. Но Алексей был не приклонен. Для него гораздо важнее, чтобы никаких меркантильных соображений нельзя было приписать его принципиальному решению об отстранении Костенко от работы. […]

После совместной работы над плафоном посольства в Бухаресте отношения Алексея с художником Евгением Дмитриевичем Спасским укрепились и переросли в дружеские. Он стал часто бывать у нас, рассказывал много интересного. В свое время он дружил с Владимиром Маяковским и художником Давидом Бурлюком, уехавшим впоследствии в Америку. Все втроем они увлекались тогда декадентством и футуризмом. Спасский был значительно старше Алексея, много повидал в жизни, бывал в Париже, и слушать его было очень интересно.
Алексей в то время много рисовал. Однажды они затеяли писать портреты друг друга. Превосходный портрет Е.Д. Спасского, выполненный карандашом с акварелью, у нас сохранился. Вообще, портреты Алексею почти всегда удавались, сходство было большим. Позже, в 50-е годы Спасский написал мой портрет и довольно удачно. […]

Архитектор Алексей Николаевич Душкин.

∗∗ Стрижевский А.Н., старший инженер по заграничному строительству Народного комиссариата иностранных дел СССР. 

Душкина Т.Д. Воспоминания о жизни и творчестве архитектора Алексея Николаевича Душкина// Жизнь архитектора Душкина. 1904-1977. Книга воспоминаний. (Публикация, составление и научная редакция Н.О. Душкиной). – М.: Издательство «А-Фонд», 2004. – С. 85-86.

Диас Назихович Валеев (1938-2010), писатель, драматург
Д.Н. Валеев. Фотография 1987 г.

Д.Н. Валеев. 1987 г.

 Имя художника... Впрочем, не буду приводить и его. Что оно скажет сознанию читающего эти строки? А между тем этот восьмидесятилетний мастер, в прошлом театральный художник, жил не где-нибудь в далекой Чухломе, а в Москве — в Фурманном переулке, в доме, что стоит чуть наискосок от музея Васнецова. Его мир — портреты-картины вечных людей, вечных персонажей мировой истории и искусства: Жанны д’Арк, Толстого, Леонардо да Винчи, Будды, Ломоносова — поражал меня всегда какой-то своей необыкновенной духовностью. В своих наездах в Москву я часто пытался заинтересовать творчеством и судьбой этого художника многих «критиков». Но безрезультатно. Конечно, моих собеседников можно было понять: художник такого примерно ранга, как Леонардо? Сейчас, здесь?! В каком-то заурядном Фурманном переулке, в обыкновенном пятиэтажном доме с темной, пахнущей кошками лестницей? И совершенно неизвестен?! Да что вы, этого не может быть!
      С такой логикой, конечно, не потратишь пятак на то, чтобы проехать в метро до станции «Красные ворота», что рядом с Фурманным переулком, пройти квартал и постучаться в мастерскую художника*.

      * Все-таки не удержусь, назову имена. Имена поэтов - Константин Скворцов, Даниил Андреев, имя художника - Евгений Спасский. Я оказался прав: вышли в свет книга "Роза мира" и сборники стихов гениального Даниила Андреева, книги Константина Скворцова, прошли первые посмертные выставки картин Евгения Спасского - Д.В. 

      Старый мастер ежедневно работал с кистью у мольберта по восемь, девять часов. Что ему слава? Она была далеко от него всю жизнь и не так уж нужна в последние годы. Что ему чья-то логика? Бог с ней, надо успеть высказать невысказанное, успеть реализовать себя. «Одна свобода из всех дана мне. То свобода дрожащей кисти...».


Диас Валеев. К тайне гения//"Уверенность в невидимом", том 2, книга 1, Третий человек или Небожитель (Роман-эссе), Обозрение целого.

Ссылка на полный текст